Большое симфоническое кино

21 июня в БКЗ «Октябрьский» прогремел большой концерт, на котором оказались люди самый разных характеров и статусов. Что неудивительно, ведь поводом послужило празднование 50 лет со дня рождения звезды по имени Солнце.

На суд зрителей, жадно внимавших песням, знакомым так давно, но звучащим каждый раз как откровение, были представлены два отделения концерта. В первом из них песни группы «Кино» звучали в исполнении симфонического оркестра Государственного Эрмитажа под руководством Фабио Мастранжело. Пришедшие на концерт зрители, разумеется, ждали этой части с особенным нетерпением, ведь довольно сложно представить те песни, которые обычно играют на одной-единственной гитаре, но поют всем миром, в адаптации для множества инструментов и без единого слова. Что же из этого вышло?

Итогом работы музыкантов и аранжировщика Игоря Вдовина стала абсолютная симфоническая феерия, ведь, как заметил приглашенный на праздник режиссер Сергей Соловьев, музыка Цоя имеет такое огромное культурное значение, что стала своеобразной классикой. А все канонические вещи так или иначе со временем начинают выигрышно звучать в классическом исполнении.

Композиции Цоя, и без того решительные, активные и воинствующие, в оркестровой обработке и вовсе звучат фаталистично, неумолимо, хлестко и жестоко – «В наших глазах» превращается в маршевое произведение, одиозная «Дальше действовать будем мы», страшная и сокрушительная «Перемен», по силе звучания не уступающая апофеозу оперы. Стараниями музыкантов «Кончится лето» звучала так, будто гроза собиралась над залом под гул контрабасов, а затем разразилась и зазвенела медными инструментами. Одновременно с этим удивительно нежно и искренне звучали «Печаль», «Кукушка», «Это не любовь» - тягучие напевы струнных, пронзительное соло на гитаре Юрия Каспаряна. Нашлось место и задорным, игривым переливам в песнях «Алюминиевые огурцы» и «Восьмиклассница».

Второе отделение открыли Jean Luc Debouzy < RMProject с французскими вариациями на тему песен, затем на сцену вышел Brazzavile, и, скромно исполнив всего одну «Звезду по имени Солнце», уступил место Сергею Соловьеву, который сказал несколько слов о Викторе Робертовиче, вернее, о той непостижимой загадке, которой он был при жизни и которой останется в веках. По воспоминаниям режиссера, Цой был удивительно немногословен – вплоть до того, что им доводилось выпивать молча. «Кино» само по себе является разговором на века, а то, что эти песни легко слушаются и без текста, подтверждает то, что слова и без того остались в наших душах. Сергей Александрович отзывался о Цое как о настоящем художнике, восточном ангеле, который быстро покинул нас – покинул, потому что пришла пора вернуться туда, откуда он прилетел.

Состоялось также и продолжительное выступление группы «Виктор». Во время привычного для всех исполнения песен «Кино» на экране демонстрировались хроникальные кадры, практически никем не виденные ранее.

Как же было воспринято зрителями такое неоднозначное мероприятие и столь контрастные его отделения? Поначалу в рядах гостей стояла благоговейная тишина, потому как смена формата произвела особый эффект на слушателей. Грандиозная по силе воздействия музыка впервые звучала в грандиозном исполнении, и на какое-то время это лишило гостей слов. Но постепенно с задних рядов стали доноситься голоса тех, кто не смог сдержаться и стал подпевать; потом и вовсе начались выкрики «Цой жив», и, наконец, на завершающих концерт композициях ползала сбежалось вниз, к сцене, покинув свои места, и стали танцевать, по-настоящему счастливо улыбаясь.

Каждый сам решает, как относиться к мероприятиям подобного толка; кому-то такое своеобразное воскрешение концертов группы «Кино» покажется ненужным, кому-то даже безнравственным, поскольку песни Цоя невозможно исполнить, как Цой.

Но всем, кто участвовал в создании «Симфонического кино», можно выразить огромную благодарность. Как быть тем, кто родился уже после смерти Виктора и не мог слушать «Кино» вживую, но ничего не может поделать с тем, что сердце беспрестанно отзывается на все то, что он донес до людей? Им дали услышать того, кого они не застали.

«Кино» было и существует как социальная данность и необходимость; то, что магически объединяет самых разных людей, живущих в такой стране, то, что было, есть и будет частью культуры, то, что так важно для Петербурга. Можно быть скептиком, но нельзя этого не заметить.

Концерт в «Октябрьском» состоялся, и сердце Петербурга словно замерло на мгновение, а потом забилось с новой силой. Пятьдесят лет назад родился Виктор Цой, чтобы сказать петербуржцам то, что они должны были услышать. А дальше действовать будем мы.

Текст: Анна Дашук

PITERSTORY - журнал одного города

     Наверх