«Я даже мата от него не слышал»


Сегодня, в день памяти легендарного лидера «Кино», о нём вспоминает Юрий Белишкин, который когда-то был директором группы

В конце 1980-х, познакомившись с Виктором Цоем и его командой, Юрий Белишкин предложил им перейти из статуса самодеятельной группы Ленинградского рок-клуба в театр «Бенефис», стать профессиональными артистами. Вплоть до переезда Цоя в Москву Юрий занимался его гастрольно-концертной деятельностью. А сейчас он опекает петербургскую группу «Виктор», исполняющую исключительно песни «Кино». Вот и сегодня, в день памяти Цоя, группа «Виктор» даст большой концерт в клубе Jagger.

– Юрий Владимирович, Виктор Цой погиб в автокатастрофе в далёком уже 1990 году. Откуда же до сих пор берутся новые видеоматериалы?

– Действительно, откуда? Недавно мне прислали крайне любопытный видеоматериал из Минска. Его снимал не кто-то из поклонников, а оператор, нанятый организаторами тех наших концертов. А четыре тогдашних концерта «Кино» в Минске были во всех отношениях выдающиеся. Можно сказать, вся столица советской Белоруссии повернулась к этим концертам – четыре аншлага на стадионе «Динамо» не шутка! За эти дни мы смогли собрать 72 тысячи зрителей. И вот этот случайный оператор снимал всё: до концерта, гостиницу, концерт, после… Сделал небольшую нарезку, а затем пропал. И вот объявился спустя столько лет, причём даже не с целью продать кадры, а просто так – «вспомнил». И нам удалось собрать сюжет из 12 минут. Я не удивлюсь, если завтра ещё что-то «с неба свалится»… Как сказал великий Булгаков, «рукописи не горят»… Я лично знаком с человеком, который рассказывал мне, что записал все последние концерты Высоцкого, но не собирается никому их отдавать или продавать. Ему приятно, что у него одного есть такое сокровище.

– Вы организовали первый афишный концерт группы «Кино». Как это случилось?

– Первые афишные концерты были в декабре 1988 года, а последний летом 1990-го. Это поразительно: группа «Кино» гастролировала всего полтора года! И за такой сверхкороткий срок взорвала огромную страну! Группа уже была известна, но это была, если так можно выразиться, полуподпольная деятельность, «киношники» не знали, что такое афишный концерт. И вот это случилось. Не верится, что уже 25 лет прошло… Помню, мы вернулись из Москвы, с концертов памяти Александра Башлачёва, едем по городу: из всех афиш вырезаны, вырваны фотографии группы. Так их любили!

– После гибели Цоя вы дали сотни интервью, рассказав в подробностях историю своего знакомства и общения с Виктором… Скажите, вы уже абсолютно все вспомнили, все рассказали?

– Когда смотрел эту белорусскую хронику, там есть ещё кадры из Витебска, из Летнего амфитеатра, тогда ещё новенького, где Цой сидит перед концертом прямо на ступеньках, потом встаёт, и в этот момент я что-то говорю ему. На записи не слышно, но наверняка я сказал ему, что он запачкался, потому что он стал отряхиваться.

Когда в конце июля на Смоленском кладбище хоронили Густава – Георгия Гурьянова (барабанщика группы «Кино», близкого друга Цоя, после его смерти ставшего успешным художником с мировым именем. – Прим. авт.), то мне вдруг вспомнился эпизод из наших гастролей в Волгограде. Там на гастролях нам после концерта предложили посетить бассейн. По тем временам это было круто. С нами пошли плавать девушки, которые имели отношение к концерту, и я как-то пошутил про одну из них. Так Густав зашёлся смехом и даже упал, но шутка была непечатная... Но разве это воспоминания?! Конкретных, фактологических воспоминаний у меня больше нет. Но на какие-то истории и ситуации с возрастом смотришь по-другому...

– Чем вызвана череда смертей в группе «Кино» и в близком её окружении: Виктор Цой, его жена Марьяна, гражданский муж Марьяны музыкант группы «Рикошет» Александр Аксёнов? Ведь совсем нестарые люди…

– На днях я был на Богословском кладбище, где буквально в 50 метрах от могилы Виктора появилась могила Михаила Горшенёва – Горшка, фронтмена группы «Король и Шут», долго бродил по кладбищу и лишний раз удивился: как много молодых людей умирает до 50 лет.

– Я знаю, что вас очень беспокоит соседство на Богословском двух рок-легенд: Виктора Цоя и Михаила Горшенёва, ведь у того и другого – армия поклонников, и не факт, что они сразу поладят…

– Я был на панихиде по Михаилу Горшенёву в «Юбилейном», и меня приятно удивили его поклонники. Их было очень много – тысяч десять, и вели они себя очень сдержанно. Я познакомился с одним из администраторов самой большой группы поклонников «Короля и Шута» Алексеем Шатровым. Воспитанный, культурный молодой человек. Он сказал мне, что поклонники Горшенёва прекрасно знают: их кумир с большим уважением относился к Цою, к группе «Кино», исполнял на концертах памяти Цоя его песни «Мама анархия» и «Следи за собой».

– Почему вы занимаетесь сейчас трибьют-группой «Виктор»? Нет ли в желании молодых музыкантов играть только песни «Кино» чего-то «надуманного», не совсем искреннего?

– Здесь всё очень просто и лаконично: «Это любовь». Лидер группы «Виктор» Асхат Калбаев любит творчество Цоя как никто другой. Это давняя любовь, проверенная годами и его творчеством. И я тоже люблю Цоя. Поэтому группа «Виктор» не думает об альбоме своих песен, хотя они у Асхата есть, и весьма достойные. Обычно авторы хотят раскручивать своё, а песни великих поют, чтобы самим приподняться… У Асхата нет такого.

– Чем Цой отличался от нынешнего поколения рокеров?

– Есть такое неудобное слово, но он был «нормальный». Без звёздных выкрутасов на сцене и в жизни. Очень комфортный для общения человек, хотя и малоразговорчивый. Он был очень воспитанный, интеллигентный, в рок-н-ролле это огромная редкость. Мы с ним так и не перешли на «ты», и обоим нам это было не в тягость. Он вообще не любил панибратства. Проявлений хамства, наглости от него я вообще никогда не видел и не слышал, ни в какую сторону. Я даже мата от него не слышал, хотя сам могу сгоряча что-то сказать.

– Творческое наследие Цоя изучено досконально?

– Почему? А песня «Атаман», которая возникла не так давно? Думаю, что-то будет ещё всплывать. Единственно, что плохо, нет какого-то объяснения этого феномена по имени «Виктор Цой» в хорошем смысле, научного. Но есть очень интересные трактовки. В прошлом году, накануне 50-летия Виктора, я прочитал статью в церковном журнале, где совершенно блестяще, всего на двух страницах, воцерковлённый автор описал свои ощущения от песен Цоя… Мне кажется, что-то ещё будет появляться. Как ни странно прозвучит, для оценки Цоя прошло мало времени.

– Если по-прежнему такой большой интерес к группе «Кино», то почему так мало поклонников, человек 20–30, пришли в июле проводить в последний путь друга Цоя барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова?

– Георгий был очень интересной личностью, но сейчас я могу лишь повторить ту свою мысль, которая многим не нравится: группа «Кино» – это не 50 процентов Цой и 50 остальные, а 95 процентов – Цой и 5 процентов остальные. Хотя сам Виктор был и в этом плане щепетильным, деликатным человеком, для него было по-настоящему важно: «группа». Помню, на каких-то афишах, которые висели в кассах, было написано «Виктор Цой и группа «Кино». Кто-то сказал об этом Вите, и он твёрдо попросил меня, чтобы «Виктор Цой» замазали – не хотел выпячиваться…

Беседовал Михаил Садчиков

nvspb.ru - Невское Время    15.08.2013

     Наверх